Спутниковые системы контроля за расходом топлива
Спутниковым контролем топлива называют систему телеметрии объектов, некоторые элементы которой (спутники) базируются в космосе. Слово «топливо» обозначает ресурс, в отношении которого ведется наблюдение. Объект, на котором ведется наблюдение, может находиться как на земле, так и в воздухе. Как правило, это наземный грузовой транспорт.
Спутники GPS или ГЛОНАСС нужны в этой системе исключительно как источники сигналов для приемника, определяющего точные географические координаты приемника и время.
Отдельно нужно сказать: НИКАКОЙ информации об объектах, участвующих в спутниковом GPS-контроле, никуда не передается, уже хотя бы потому, что приемник, по определению, не способен этого сделать.
Собственно контроль топлива проводится при помощи датчиков уровня и расхода в топливной системе автомобиля/автопоезда (или его грузовых емкостей). Таким образом, в любой точке маршрута имеется информация о количестве топлива в автомобиле: в баке, или цистерне; скорость расходования топлива; географические координаты, включая высоту над уровнем моря.
Эта информация может быть записана на месте для последующего анализа, или передана по запросу диспетчеру в транспортную компанию, которой принадлежит это ТС. Для связи с диспетчером используется обычная наземная мобильная связь.
GPS и ГЛОНАСС контроль расхода топлива
Центральной частью GPS-системы контроля, установленной на автомобиле, который мониторится, является микропроцессорный контроллер. Его основной функцией является постоянное отслеживание сигналов от опломбированных датчиков уровня и расхода топлива (измерение) и сохранение этих данных в своей памяти. Фактически их не так уж и много. Кроме этого, контроллер получает информацию от приемника GPS или ГЛОНАСС о географическом положении, включая высоту над уровнем моря. Еще одной важной функцией может быть поддержание связи с сервером диспетчерской службы, автоматически и/или вручную по запросу. Для этого используется сотовая связь.
Контроллер оптимизирует запись информации в память, возможно, выполняет сжатие архива на съемном носителе. Само собой разумеется, что контроллер с приемником и доступ к съемному носителю (флешке) тоже опечатан, чтобы у водителей или экспедиторов не было соблазна повлиять на оборудование или информацию в нем и что-нибудь «толкнуть налево».
Помимо контроллера есть периферийные устройства: датчики уровня топлива в баке и датчик-расходомер. Эти датчики имеют цифровой выход, откалиброваны сертифицированными службами и опломбированы. Приемник системы GPS или ГЛОНАСС или приемник, способный работать с обеими системами, как уже говорилось, дает информацию о месте. GSM-модем с оплаченной SIM-картой какого-нибудь оператора выполняет роль связного устройства. Мобильная связь имеет кое-какие возможности позиционирования, но спутниковый контроль позиционирования по точности в наше время вне всякой конкуренции.
Оперативность мобильной связи, фактически полное покрытие всей территории страны, делают ее уже неотделимой от систем мониторинга наземного транспорта. Для коммерческих целей сотовые операторы имеют какие угодно договоры с роумингом.
Часть GPS-системы, расположенная в компании, состоит из модема, сервера и соответствующего ПО. Клиентские программы у диспетчера могут получать от сервера, из его базы данных, сведения по каждой колонне или отдельной машине и отображать их на картах, масштабировать карты, давать возможность делать распечатку таких карт и т. д.
Преимущества и недостатки GPS и ГЛОНАСС контроль расхода топлива
Преимуществом «спутникового» GPS-мониторинга транспорта и расхода топлива на нем является очень ценная информация для улучшения логистики. (Конечно, если она попадает в квалифицированные руки.) Хорошее ПО может самостоятельно решать задачи линейного программирования и предлагать варианты маршрутов. Это позволяет очень существенно снижать расходы на топливо, быстро находить короткие маршруты, повышать гибкость вариантов доставки грузов. Кроме расхода топлива можно контролировать скорость движения, если автомобиль имеет цифровой спидометр, что уже давно не редкость.
Еще одно преимущество – контроль персонала (водителей и сопровождающих). Такая функция не помешает ни в одном бизнесе.
Стоимость GPS-систем слежения за транспортом объективно очень невелика, по мере насыщения рынка она будет падать. Даже небольшие компании могут позволить себе приобретение и установку GPS-систем контроля. Ведь фактически они мало чем отличаются от обычных навигаторов и сотовых телефонов, только все опечатано и работает более надежно чем «цивильное» оборудование.
Недостатком является явно выражаемое недоверие к персоналу. Само присутствие каких-либо контролирующих устройств действует угнетающе. Менеджерам, которые внедряют такие устройства, придется как-то убеждать добросовестных работников, что функция слежения нужна не только для «шпионажа» за водителями.